Закон принят. Толку нет.
Закон принят. Толку нет.
В конце 2013 года в Иркутской области наконец-то принят Закон по отлову, транспортировке, содержанию безнадзорных животных. Однако он не стал спасением и выручкой для питомников и приютов. При положительной стороне — все-таки принят и можно работать! — закон на практике оказался сырым и очень далеким от жизни. Он требует внесения серьезных изменений. Каких — рассказал директор питомника собак К-9 Вячеслав Славин.
— Вячеслав, этот закон разрабатывала Служба по ветеринарии Иркутской области. Как получилось, что, казалось бы, профессионалы своего дела, не продумали самые важные моменты?
— Начнем с того, что раньше в Иркутской области вообще не было закона по отлову и содержанию безнадзорных животных. Не выделялись средства, не велась работа, не контролировалась численность животных. Сейчас закон принят и работа с животными идет. Это, несомненно, плюс. 2014 год организации, занимающиеся содержанием собак, работали уже по закону. На область было выделено 32 миллиона рублей.
Минус — это то, что закон не продуман, он во многом сырой. Служба ветеринарии, которой было поручено разработать закон, ни к одному практику в процессе работы не обратилась. Ни с нами, ни с другими питомниками, не посоветовались. То есть не был учтен практический опыт, не были учтены важные моменты, которые требовали и требуют решения. Поэтому многие установки в законе даны чисто формально.
— Какие, на ваш взгляд моменты, не учтены в законе?
— Самый главный момент: согласно закону, после отлова собака 6 месяцев содержится в питомнике, ей обязательно проводится стерилизация, кастрация, а затем животное вновь отпускается в прежнюю среду обитания. К нам поступает 90% заявок от жителей о нападении собак на детей и взрослых. А на деле не предпринимается никаких мер для устранения этого. Получается, что мы собак полгода подержали, откормили, сделали стерилизацию-кастрацию, но от этого они не перестали кусаться. И когда их отпускают, вновь идет всплеск нападений — собаки вынуждены искать себе пропитание, они сбиваются в стаи, нападают на людей. И снова поток жалоб. Мы вновь начинаем отлов животных за бюджетные деньги, чтобы через полгода так же отпустить их. Где результат?
Разработчики закона не предусмотрели варианты для питомников. Необходимо было прописать — либо стерилизация животного, либо кастрация. И часть животных, особенно молодых, не отпускать на свободу. Мы, например, могли бы часть собак брать на свою ответственность, в собственность. И зачем нам проводить поголовную стерилизацию, когда мы можем найти хозяина животному. Люди охотно забирают собак до 6-7 лет. Нет смысла лишать их возможности иметь потомство. Насчет старых собак — я согласен: их нужно отпускать, они менее опасны, нет смысла держать их в клетках, пусть доживают свои дни на свободе. Такие собаки адаптированы. А молодых собак — с паспортом, привитых, приученных к содержанию — берут в семьи. Их легко раздать. Опять же, так мы естественным путем уменьшаем количество безнадзорных животных. И городу выгодно, что мы не отпустили их на улицы, а нашли дом и хозяев.
— Почему законом определен срок содержания животного именно 6 месяцев?
— Согласно федеральному законодательству, в течение полугода человек, который потерял животное, может предъявить на него права. Вот и держат собак полгода — может объявится хозяин. Однако при этом в законе не прописано кому и куда передается животное. А фиксировать данные хозяина или нового хозяина нужно, чтобы любая проверка могла отследить действительно ли это животное передано на содержание.
— Если мы заговорили о контроле, предусмотрен ли в законе каким-то образом учет животных?
— Нет, не предусмотрен. И это еще одно огромное упущение разработчиков. Важнейший момент, который обязательно должен был быть учтен в законе — идентификация, чипирование бездомного животного. Мы настоятельно рекомендовали ветслужбе включить чипирование в закон. Но этого не случилось.
Для чего необходимо чипирование? Чтобы иметь полную информацию о собаке. Мы в Иркутске ловим собак по кругу — многих повторно. И каждый раз делаем двойную работу, затрачивая на это бюджетные средства. Вновь производим все предусмотренные процедуры, а они во многих случаях просто не требуются. Допустим, мы отловили собаку, сделали ей стерилизацию/кастрацию, подержали и отпустили. Через некоторое время мы ее снова отловили. При отсутствии информации о ней, мы не знаем стерилизована ли она. Если кастрирование определяется на глаз, то швы от операции затянутся и не определишь. Приходится повторно резать собаку, чтобы понять стерилизована она или нет.
Но самое главное, что отсутствие чипирования — это просто подарок, лазейка в законе для мошенников. Чипирования нет, значит, государство можно обмануть. Контроль здесь невозможен. Получается такая ситуация: когда идет какая-либо проверка, отловщики могут показать любых собак. Например, заключили несколько контрактов на отлов собак в Ангарске, Иркутске и Шелехове. На собаках не написано где они отловлены, поэтому могут спокойно показывать одних и тех же собак. Также собак можно поймать на территории, зафиксировать факт отлова, и отпустить за пределами поселения. И это не проконтролировать, да и вряд ли кто будет заниматься контролем.
От имени питомника мы написали обращение в областную прокуратуру, чтобы они обязали администрацию ввести чипирование. Потому что при таком упущении в законе идет нецелевое использование бюджетных средств. Деньги выделяются в воздух. Нет результата. Нет контроля.
— По сути, область выделяет хорошие деньги и находится много желающих их получить, ничего не делая, ведь контроля-то нет?
— Да. А от того, что проблема бездомных животных традиционно считается властями малозначимой, к ее решению допускаются разного рода дилетанты и аферисты. Если бы было чипирование, отчетность, то на аукцион выходили бы только профессионалы. Сегодня же ситуация такая, что недобросовестный предприниматель может сыграть на понижении цены, построить из горбыля среди поля что-то вроде сарая, дать объявление о приеме животных (даже ловить не надо, люди привезут) и содержать там собак. А собак, в свою очередь, можно не кормить. Пусть дохнут, ведь деньги все равно заплатят.
— Даже если собаки все сдохнут, деньги по закону все равно заплатят?!
— Заплатят — так гласит этот закон.
— Но ведь в законе должна быть предусмотрена ответственность исполнителя, выигравшего аукцион на отлов и содержание собак?
— Ее нет. По контракту, служба отлавливает собак, но даже если все собаки сдохнут во время содержания, деньги она все равно получит. То есть услуга будет считаться выполненной. Иными словами, по этому закону кто-то может отловить животных, не кормить их, не тратиться на содержание, а если собака умрет, свой же ветеринар фиксирует падеж и не несет никакой ответственности. Логично предположить, что службе выгодно быстрее сделать «падеж», чтобы получить быстрые деньги. Что это — халатность чиновников, отсутствие понимания или целенаправленное действие по уничтожению бездомных животных?
Мы подготовили обращение разработчикам этого закона, где прописали, что нужно определить средний процент падежа животных. Допустим при падеже не более 20 %, служба получает свои деньги. Но если в приюте умирает более 20%, значит, там плохое содержание, плохой уход, соответственно, деньги за это платить нельзя. Тогда людям будет невыгодно плохо содержать собак. Либо, если сдохло более 20%, службе придется делать еще отлов, чтобы восстановить численность животных.
— Вячеслав, что еще должно быть обязательно учтено в законе?
— На сегодняшний день в законе не прописана ответственность людей, организаций, которые способствуют размножению животных. Это автостоянки, гаражи, торговые базы, павильоны, где сторожа подкармливают собак. Конечно, им выгодно, что животное там обитает и охраняет территорию. Но собаки размножаются, а щенки подрастают и уходят в город, на другую территорию искать пропитание. И если люди способствуют этому, то должны нести ответственность.
Уже много лет мы работаем с крупными предприятиями города, которые понимают это. Например, Куйбышевский завод заключал с питомником договор, оплачивал выезд и отлов животных. «Фортуна», Авиазавод регулярно работают с К-9. То есть, в таких ситуациях город свои деньги не тратит, их тратит собственник, который заботится о том, чтобы на территории не было бродячих собак. Он понимает: есть большая столовая, остатки корма идут собакам, рабочие их кормят. И нужно принимать меры, чтобы обезопасить жителей и работников, и соблюдать на территории порядок. Но так делают единицы, основная часть предприятий устраняется от решения проблемы. И с такими организациями нужно работать — работать по закону.
За бюджетные деньги мы ловим собак на территории города: близ муниципальных учреждений (больниц, детских садов и др.) и в жилых секторах. На частной территории, в коттеджных поселках животные отлавливаются согласно определенным тарифам. И люди вызывают нас, для них это не является проблемой. Более того, люди знают: если они вызвали К-9, собака попала в надежные руки, ее не бросят, не убьют. И часты случаи, когда родители привозят своих детей в питомник и показывают им животных, которых мы отловили: «Смотрите, они в приюте, они здесь живут, их кормят, им хорошо». В этом есть воспитательный момент.
Подведем итоги разговора. Закон по отлову, транспортировке, содержанию животных в Иркутской области есть. Это большой плюс. Но сегодня в него необходимо внести изменения, чтобы он заработал правильно, чтобы от него был толк. Питомник собак К-9, иные добросовестные службы города и области намерены этого добиться.
Дата публикации: 20 февраля 2015
Перейти к архиву.